Учет представительских расходов

Минфин России разрешил учитывать в представительских расходах затраты на проведение переговоров с физическими лицами, являющимися как фактическими, так и потенциальными клиентами фирмы.

В составе представительских расходов выделяют затраты на прием и обслуживание представителей сторонних компаний, которые участвуют в переговорах в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества. То есть по умолчанию имеются в виду затраты на прием и обслуживание фактических партнеров. По мнению Минфина России, представительскими расходами можно считать и затраты не только на прием и обслуживание уже действующих партнеров, но и потенциальных.

Данное мнение основано на следующих нормах. Подпункт 22 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ предписывает учитывать в прочих расходах представительские издержки на официальную встречу и обслуживание представителей других организаций, прибывших на деловые переговоры.

Кроме этого, издержки на прием партнеров продиктованы целью поддержать сотрудничество и повысить лояльность привлеченных клиентов, а издержки на обслуживание потенциальных партнеров направлены на развитие бизнеса путем привлечения новых клиентов. Поэтому такие расходы являются экономически обоснованными при должном документальном обосновании, которые направлены на реализацию предпринимательской деятельности.

В отношении учета представительских затрат установлено ограничение. Такие издержки в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

В письме Минфина России от 21.10.2014 № 03-03-06/1/53004 отмечено, что конкретный состав расходов на проведение официального приема не регламентирован в Налоговом кодексе РФ. Поэтому при принятии представительских затрат следует иметь в виду, что они должны быть экономически оправданы, направлены на осуществление предпринимательской деятельности и иметь убедительное документальное подтверждение.

Аналогичный подход и у некоторых арбитров. Инспекторы доначислили налог на прибыль в связи с тем, что налогоплательщик отнес в состав представительских расходов, учитываемых при исчислении налогооблагаемой прибыли, затраты на приобретение алкогольных напитков. Компания документально подтвердила факт несения спорных затрат в целях установления и поддержания сотрудничества с контрагентами, а также то, что расходы связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Судьи определили, что, поскольку статья 264 Налогового кодекса РФ не содержит перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, то доводы заявителя являются обоснованными (постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2013 по делу № А55-14189/2012).

Какие расходы относятся к представительским
К прочим затратам относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других компаний, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.

Пункт 2 статьи 264 Налогового кодекса РФ устанавливает, что к представительским расходам относят:
— затраты на официальный прием и обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах, а также участников, прибывших на заседания совета директоров;
— затраты на проведение официального приема (завтрака, обеда) для представителей и участников, а также официальных лиц самой компании, которая участвует в переговорах;
— затраты на транспортное обеспечение доставки указанных лиц к месту проведения представительского мероприятия или заседания и обратно;
— затраты на буфетное обслуживание во время переговоров;
— затраты на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате компании.

Расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики и лечения заболеваний к представительским затратам не относятся.

Как указано в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.07.2014 по делу № А69-1151/2013, следует различать случаи, в которых понесенные расходы являются:
— представительскими (переговоры с другими организациями в целях установления или поддержания взаимного сотрудничества; заседание совета директоров или иного руководящего органа);
— и виды расходов, которые могут быть отнесены к представительским расходам (проведение официального приема; транспортное обеспечение; оплата услуг переводчика).

Так вот: к представительским расходам нельзя отнести торжественное совещание по случаю юбилея учреждения. Не имеет значения в этом случае даже то, что:
— издержки осуществлены при проведении официальных мероприятий;
— затраты не относятся к расходам на организацию отдыха, развлечений;
— торжественное совещание направлено на расширение значимости услуг учреждения, увеличение состава услуг в договорных отношениях, привлечение контрагентов. Такие затраты к представительским не относятся.

Расходы на банкет для партнеров – не представительские
Расходы на проведение новогоднего банкета, на котором присутствовали партнеры, не включаются в состав представительских расходов (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 № 18АП- 11851/2014, 18АП-11853/2014).

Как известно, к представительским не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха. В состав представительских расходов компания отнесла затраты по проведению новогоднего банкета в ресторане.

По мнению суда апелляционной инстанции, данное мероприятие носит характер отдыха и к представительским услугам отношения не имеет, поскольку не направлено на расширение экономической деятельности.

Помимо этого, никаких документов в подтверждение проведения банкета для представительских, официальных, деловых, обучающих мероприятий не представлено.

Фирма обосновала проведение банкета тем, что основным видом деятельности является производственно-рекламная деятельность, поэтому праздничное событие было устроено для приобретения сотрудниками компании опыта в проведении праздников. Более того, на торжестве присутствовали контрагенты общества, что является продвижением услуг предприятия на рынке рекламы. Кроме того, мероприятие проводилось с целью наглядной динамики развития фирмы, а также ознакомления ее клиентов с новыми услугами, предоставляемыми обществом. Однако апелляционная инстанция признала включение расходов на проведение новогоднего банкета в состав представительских расходов неправомерным.

Письмо Министерства финансов РФ № 03-03-06/2/32859 от 05.06.2015 «Налог на прибыль: расходы на переговоры
  • 0
  • 20 июля 2015, 13:13
  • Ninel

Комментарии (0)

RSS свернуть / развернуть

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.